Живой
Как жить счастливо?
Мобильная версия
  Вход
Мишель Монтень "Опыты"
На страницу 1, След.
 
Начать новую тему    Ответить на тему  Список форумов -> Искусство
Автор Сообщение
Batcher
СообщениеДобавлено: Вт Июл 31, 2018 10:50     Ответить с цитатой

Создаю новую тему в разделе "Искусство". Ну потому, что это вроде как считается сокровищем мировой литературы, ну и потому , что намереваюсь прочитать этот объёмистый двухтомник целиком, два этих кирпича + = 2, которые , как узнаём из аннотации - " Пережили своё время и продолжают вызывать интерес в наши дни. Эти те самые вопросы бытия, над которыми задумывается каждое поколение"
Вот это первый том... второй уверяю не тоньше... Так что долго будем изучать с вами , думаю до Нового года хватит , до 2020-го...
Запасся сигаретами под названием "Гангрена", бум курить и чтить...

Batcher
СообщениеДобавлено: Вт Июл 31, 2018 11:12     Ответить с цитатой

Книга состоит из отдельных глав-эссе, с названиями о которых сутью и будет идти в них речь...

Поскольку вряд ли вы когда её будете читать целиком, а может быть и будете , но когда? А я уже держу её в руке и начал... Да и большая она, сами видите да и не всё там и читать-то нужно, но вот основные моменты кажется пришедшие мне по душе, постараюсь выкладывать, чтоб была квинтэссенция этих опытов. Может и вам понравиться читать эти философские мыслительные изыскания монсеньора Мишеня такого-то Монтеня?

esch
СообщениеДобавлено: Вт Июл 31, 2018 11:13     Ответить с цитатой

//Запасся сигаретами под названием "Гангрена"

:lol:

Я счас курю "Инсульт White" :lol:
Batcher
СообщениеДобавлено: Вт Июл 31, 2018 11:22     Ответить с цитатой


Книга первая

Глава I
Различными средствами можно достичь одного и того же

Глава II
О скорби

Глава III
Наши чувства устремляются за пределы нашего «я»

Глава IV
О том, что страсти души изливаются на воображаемые предметы, когда ей недостает настоящих

Глава V
Вправе ли комендант осажденной крепости выходить из нее для переговоров с противником?

Глава VI
Час переговоров — опасный час

Глава VII
О том, что наши намерения являются судьями наших поступков

Глава VIII
О праздности

Глава IX
О лжецах

Глава Х
О речи живой и о речи медлительной

Глава XI
О предсказаниях

Глава XII
О стойкости

Глава XIII
Церемониал при встрече царствующих особ

Глава XIV
О том, что наше восприятие блага и зла в значительной мере зависит от представления, которое мы имеем о них

Глава XV
За бессмысленное упрямство в отстаивании крепости несут наказание

Глава XVI
О наказании за трусость

Глава XVII
Об образе действий некоторых послов

Глава XVIII
О страхе

Глава XIX
О том, что нельзя судить, счастлив ли кто-нибудь, пока он не умер

Глава XX
О том, что философствовать — это значит учиться умирать

Глава XXI
О силе нашего воображения

Глава XXII
Выгода одного — ущерб для другого

Глава XXIII
О привычке, а также о том, что не подобает без достаточных оснований менять укоренившиеся законы

Глава XXIV
При одних и тех же намерениях воспоследовать может разное

Глава XXV
О педантизме

Глава XXVI
О воспитании детей

Глава XXVII
Безумие судить, что истинно и что ложно, на основании нашей осведомленности

Глава XXVIII
О дружбе

Глава XXIX
Двадцать девять сонетов Этьена де Ла Боэси

Глава XXX
Об умеренности [1]

Глава XXXI
О каннибалах

Глава XXXII
О том, что судить о божественных предначертаниях следует с величайшею осмотрительностью

Глава XXXIII
О том, как ценой жизни убегают от наслаждений

Глава XXXIV
Судьба нередко поступает разумно [1]

Глава XXXV
Об одном упущении в наших порядках

Глава XXXVI
Об обычае носить одежду

Глава XXXVII
О Катоне Младшем

Глава XXXVIII
О том, что мы смеемся и плачем от одного и того же

Глава XXXIX
Об уединении

Глава XL
Рассуждение о Цицероне

Глава XLI
О нежелании уступать свою славу

Глава XLII
О существующем среди нас неравенстве [1]

Глава XLIII
О законах против роскоши

Глава XLIV
О сне

Глава XLV
О битве при Дре

Глава XLVI
Об именах

Глава XLVII
О ненадежности наших суждений

Глава XLVIII
О боевых конях

Глава XLIX
О старинных обычаях

Глава L
О Демокрите и Гераклите

Глава LI
О суетности слов

Глава LII
О бережливости древних

Глава LIII
Об одном изречении Цезаря

Глава LIV
О суетных ухищрениях

Глава LV
О запахах

Глава LVI
О молитвах [1]

Глава LVII
О возрасте

Книга вторая

Глава I
О непостоянстве наших поступков

Глава II
О пьянстве

Глава III
Обычай острова Кеи [1]

Глава IV
Дела — до завтра!

Глава V
О совести

Глава VI
Об упражнении

Глава VII
О почетных наградах

Глава VIII
О родительской любви

Глава IX
О парфянском вооружении

Глава X
О книгах

Глава XI
О жестокости

Глава XII
Апология Раймунда Сабундского [1]

Глава XIII
О том, как надо судить о поведении человека пред лицом смерти

Глава XIV
О том, что наш дух препятствует себе самому

Глава XV
О том, что трудности распаляют наши желания

Глава XVI
О славе

Глава XVII
О самомнении

Глава XVIII
Об изобличении во лжи

Глава XIX
О свободе совести [1]

Глава XX
Мы неспособны к беспримесному наслаждению

Глава XXI
Против безделья

Глава XXII
О почтовой гоньбе

Глава XXIII
О дурных средствах, служащих благой цели

Глава XXIV
О величии римлян

Глава XXV
О том, что не следует прикидываться больным

Глава XXVI
О большом пальце руки

Глава XXVII
Трусость — мать жестокости

Глава XXVIII
Всякому овощу свое время

Глава XXIX
О добродетели

Глава XXX
Об одном уродце [1]

Глава XXXI
О гневе

Глава XXXII
В защиту Сенеки и Плутарха

Глава XXXIII
История Спурины

Глава XXXIV
Замечания о способах ведения войны Юлия Цезаря

Глава XXXV
О трех истинно хороших женщинах

Глава XXXVI
О трех самых выдающихся людях

Глава XXXVII
О сходстве детей с родителями

Книга третья

Глава I
О полезном и честном

Глава II
О раскаянии

Глава III
О трех видах общения

Глава IV
Об отвлечении

Глава V
О стихах Вергилия

Глава VI
О средствах передвижения

Глава VII
О стеснительности высокого положения

Глава VIII
Об искусстве беседы

Глава IX
О суетности

Глава X
О том, что нужно владеть своей волей

Глава XI
О хромых

Глава XII
О физиогномии

Глава XIII
Об опыте

Batcher
СообщениеДобавлено: Вт Июл 31, 2018 11:33     Ответить с цитатой

Каждую главу можно рассчитывать как на отдельный обособленный опыт ( ну не опыт скорее всёж , а размышления автора) и читать совершенно не по порядку, но я вроде как с начала иду, но сюда возьму право такое себе выкладывать по личному своему желанию ( вы уж извините).

Итак , помолясь и послушав песню, для внутреннего морального подъёма душевных сил, приступим...
( идти буду медленно, читаю её в основном на работе, сутки-трое, да и то в вечернее время суток, когда начальство сдристывает по домам и к семьям своим...)
и возможно не все главы осилим, может и надоест, может и надоеть... но надо - еть!


https://www.youtube.com/watch?v=_283UoT3WOM
Тася
СообщениеДобавлено: Вт Июл 31, 2018 11:37     Ответить с цитатой

Цитата:
esch писал(а): //Запасся сигаретами под названием "Гангрена"

:lol:

Я счас курю "Инсульт White" :lol:


а теперь так сигареты оформляют?
Сейчас вам фоточек нормальных зашлю, для аппетита табачного)
Batcher
СообщениеДобавлено: Вт Июл 31, 2018 11:44     Ответить с цитатой

Биографию Монтеня уж выкладывать не буду, её легче в сети почитать, если заинтересуетесь конечно, потом...
Всё, пока всё.... Вчера прочитал интересную главу, нужно немного её переварить-с...
Главное это создать новую тему, остальное неважно-с и потом-с...
Шучу
Batcher
СообщениеДобавлено: Вт Июл 31, 2018 11:53     Ответить с цитатой

Жаль книга не моя и не могу делать на полях её пометки и подчёркивания, но ладно, ну чтож теперь...
В книге очень много всяких примеров из жизни и событий в Древнем Риме, Греции, Спарте, Македонии, много выражений всяких там философов , пестрит она именами Фалесоф, Македонских, Демокритов, Платонов, Сократов, Антигонов, Августов, Луциев, Плутархов, Аристиппов и прочих, прочих , таких же и наподобие им типпов...
Batcher
СообщениеДобавлено: Вт Июл 31, 2018 15:18     Ответить с цитатой

цитатами...
предложениями...
тезисно...

В главе речь ведёт он об уединении, о том, что мужчина после лет этак... ну вообщем нужно искать уединения мужчине с философичным складом ума, короче ничего не делать и мало кого видеть...
А так же он вторит Джо, постоянно твердя , что не нужно прикипать к материальному, пользоваться можно и нужно, но приклеиваться да и так чтоб потом отлеплять от себя с кусочками кожи и отрывать с корнями - ни в коем разе, ни в коем случае, даже к жене, детям, самым-самым близким...

ГЛАВА XXXIX - Об уединении

Зло засело в нашей душе, а она не в состоянии бежать от себя самой...

Итак, ей нужно обновиться и замкнуться в себе: это и будет подлинное
уединение, которым можно наслаждаться и в толчее городов и при дворах
королей, хотя свободнее и полнее всего наслаждаться им в одиночестве. А раз
мы собираемся жить одиноко и обходиться без общества, сделаем так, чтобы
наша удовлетворенность или неудовлетворенность зависели всецело от нас;
освободимся от всех уз, которые связывают нас с ближними; заставим себя
сознательно жить в одиночестве, и притом так, чтобы это доставляло нам
удовольствие.
Стильпону удалось спастись от пожара, опустошившего его родной город;
но в огне погибли его жена, дети и все его имущество. Встретив его и не
прочитав на его лице, несмотря на столь ужасное бедствие, постигшее его
родину, ни испуга, ни потрясения, Деметрий Полиоркет [11] задал ему вопрос,
неужели он не потерпел никакого убытка. На это Стильпон ответил, что дело
обошлось без убытков и ничего своего, благодарение бога, он не потерял. То
же выразил философ Антисфен в следующем шутливом совете: "Человек должен
запасать только то, что держится на воде и в случае кораблекрушения может
вместе с ним вплавь добраться до берега"

И действительно, мыслящий человек ничего не потерял, пока он владеет
собой. После разрушения варварами города Нолы тамошний епископ Павлин,
потеряв все и попав в плен к победителям, обратился к богу с такой молитвой:
"Господи, не дай мне почувствовать эту потерю; ибо ничего из моего, как тебе
ведомо, они пока что не тронули". Те богатства, которые делали его богатым,
и то добро, которое делало его добрым, остались целыми и невредимыми.
Вот что значит умело выбирать для себя сокровища, которые невозможно
похитить, и укрывать их в таком тайнике, куда никто не может проникнуть, так
что выдать его можем только мы сами. Надо иметь жен, детей, имущество и,
прежде всего, здоровье, кому это дано: но не следует привязываться ко всему
этому свыше меры, так, чтобы от этого зависело наше счастье.

Нужно приберечь
для себя какой-нибудь уголок, который был бы целиком наш, всегда к нашим
услугам, где мы располагали бы полной свободой, где было бы главное наше
прибежище, где мы могли бы уединяться. Здесь и подобает нам вести внутренние
беседы с собой и притом настолько доверительные, что к ним не должны иметь
доступа ни наши приятели, ни посторонние; здесь надлежит нам размышлять и
радоваться, забывая о том, что у нас есть жена, дети, имущество, хозяйство,
слуги, дабы, если случится, что мы потеряем их, для нас не было бы чем-то
необычным обходиться без всего этого. Мы обладаем душой, способной общаться
с собой; она в состоянии составить себе компанию; у нее есть на что нападать
и от чего защищаться, что получать и чем дарить. Нам нечего опасаться, что в
этом уединении мы будем коснеть в томительной праздности

{Когда ты в одиночестве, будь себе сам толпой [13] (лат.)}

Кто
бы не согласился с превеликой охотой отдать свое здоровье, покой или самую
жизнь в обмен на известность и славу - самые бесполезные, ненужные и
фальшивые из всех монет, находящихся у нас в обращении? Нам мало страха за
свою жизнь, так давайте же трепетать еще за жизнь наших жен, детей,
домочадцы! Нам мало хлопот с нашими собственными делами, так давайте же
мучиться и ломать себе голову из-за дел наших друзей и соседей!

{Подумать только! Привязаться к кому-нибудь или проникнуться к нему
таким чувством, что он может оказаться тебе дороже, чем ты сам для себя?
[14] (лат.)}

Мы пожили достаточно для других, проживем же для себя хотя бы остаток
жизни. Сосредоточим на себе и на своем собственном благе все наши помыслы и
намерения! Ведь нелегкое дело - отступать, не теряя присутствия духа; всякое
отступление достаточно хлопотливо само по себе, чтобы прибавлять к этому еще
другие заботы. Когда господь дает нам возможность подготовиться к нашему
переселению, используем ее с толком; уложим пожитки; простимся
заблаговременно с окружающими; отделаемся от стеснительных уз, которые
связывают нас с внешним миром и отдаляют от самих себя. Нужно разорвать эти
на редкость крепкие связи. Можно еще любить то или другое, но не связывая
себя до конца с чем-либо, кроме себя самого. Иначе говоря: пусть все будет
по-прежнему близко нам, но пусть оно не сплетается и не срастается с нами до
такой степени прочно, чтоб нельзя было отделить от нас, не ободрав у нас
кожу и не вырвав заодно еще кусок мяса. Самая великая вещь на свете - это
владеть собой.

Сократ говорил, что юношам подобает учиться, взрослым - упражняться в
добрых делах, старикам - отстраняться от всяких дел как гражданских, так и
военных и жить по своему усмотрению без каких-либо определенных обязанностей

Желание извлечь
славу из своей праздности и своего затворничества - это суетное тщеславие.
Нужно поступать так, как поступают дикие звери, заметающие следы у входа в
свою берлогу. Вам не следует больше стремиться к тому, чтобы о вас говорил
весь мир; достаточно и того, чтобы вы сами могли говорить с собой о себе.
Удалитесь в себя, но позаботьтесь сначала о том, чтобы сделать это
подобающим образом; было бы безумием довериться себе, если вы не умеете
собою управлять. Можно ошибаться в уединении так же, как и в обществе
подобных себе. Пока вы не сделаетесь таким, перед которым не посмеете
отступиться, и пока не будете внушать себе самому почтение и легкий трепет,
- observentur spicies honestae animo {Пусть они запечатлеют в своей душе
образцы добродетели [31] (лат.)}, - помните всегда о Катоне, Фокионе [32] и
Аристиде, в присутствии которых даже безумцы старались скрыть свои
заблуждения, и изберите их судьями всех своих помыслов; если эти последние
пойдут по кривому пути, уважение к названным героям возвратит вас на
правильный путь. Они поддержат вас на нем, они помогут вам довольствоваться
самим собой, ничего не заимствовать ни у кого, кроме как у самого себя,
сосредоточить и укрепить свою душу на определенных и строго ограниченных
размышлениях, таких, где она сможет находить для себя усладу и, познав,
наконец, истинные блага, наслаждение которыми усиливается по мере познания
их, удовольствоваться всем этим, не желая ни продления жизни, ни
увековечения своего имени. Вот совет истинной и бесхитростной философии...


Batcher
СообщениеДобавлено: Вт Июл 31, 2018 15:35     Ответить с цитатой

Ну что, прочитали, или лень глазами водить? Понравилось/нет? будем тему иногда продолжать иль закроем её кирпичами и замажем бетоном?
Понятно что это 16 век а не современность, не наши реалии, понятно что он не нищеброд а дворянского роду-племени, понятно что он философ а что делают философы? воду толкут в ступе и других поучают как жить сами нихера не следуя же словам своим ... но и всё же но и все же...
Ну вообщем решайте...
Batcher
СообщениеДобавлено: Вт Июл 31, 2018 15:55     Ответить с цитатой

Ну конечно, конечно, с экрана читать это не очень воспринимается, конечно лучше читать в бумажном варианте такие вещи и в соответствующем настроении и одиночестве, думая конечно и неторопливо рассуждая сам с собою о прочитанном по ходу "пьесы"... понимаю
Н-да... зря затею затеял с этими "опытами"...
Сейчас почитал с экрана то, что выложил... прихожу к выводу, что всё же книга не для обсуждения, а для единоличного чтения и весьма неторопливого... Тут скорее не обсуждать надо, а обдумывать прочитанное, при том главу в сокращении значительном я выложил... мне так думается теперь
Д}I{О
СообщениеДобавлено: Вт Июл 31, 2018 17:13     Ответить с цитатой

Я вернусь, отпишусь по Монтеню, Батч. Тема годная, можно обсуждать в режиме постоянного. Я перечитаю как раз, давно собирался
Batcher
СообщениеДобавлено: Вт Июл 31, 2018 17:20     Ответить с цитатой

лады...
Д}I{О
СообщениеДобавлено: Вт Июл 31, 2018 18:52     Ответить с цитатой

Тась, как там Нашествие? Где вести с полей?Smile я помню что 2-го. Рюкзаки уже у двери наверно?Smile
Ром
СообщениеДобавлено: Вт Июл 31, 2018 18:55     Ответить с цитатой

Батчер, твой большой пост: а не перекликается ли это с Буддизмом? Уединится - медитация, не привязываться к материальному - и там это есть. Очень похоже на версию для европейцев, детально и с пояснениями, ибо нет устной части, все нужно описать.

Д}I{О
СообщениеДобавлено: Вт Июл 31, 2018 18:57     Ответить с цитатой

Ром, это ж монтень. Там и в точку много. И воды тоже. Поразбирать можно. Но это не буддизм.
Тася
СообщениеДобавлено: Вт Июл 31, 2018 19:03     Ответить с цитатой

Цитата:
Д}I{О писал(а): Тась, как там Нашествие? Где вести с полей?Smile я помню что 2-го. Рюкзаки уже у двери наверно?Smile


да, готовлюсь - сегодня всяких приспособ подкупила) чтоб можно было в полях время проводить
отправимся 2го, вернемся 6го.
Batcher
СообщениеДобавлено: Вт Июл 31, 2018 19:13     Ответить с цитатой

Да я не думаю что есть какая-то специальная версия для Европы, просто разные люди, в разных странах , на разных континентах, в разные времена, совершенно не зависимо друг от друга приходят к каким-то примерно одинаковым мыслям на счёт души, тела, разума...
Что мирская , житейская суета не может привнести в душу стабильного и долго умиротворения и покоя, что для этого нужны уединения и размышления, необходимо обязательно от чего-то отказываться, т.е. здесь даже не столько религия и учения , сколь приобретённая с годами мудрость, что ли. Поиски своей настоящей сути, себя истинного, вне даже религиозных каких-то рамок и конфессий... Как мне кажется.
Монтень вообще в примерах своих опирается больше на языческим Рим, на Грецию, на пантеизм, стоицизм, хотя считает себя всё же приверженцем католицизма.
Ром
СообщениеДобавлено: Вт Июл 31, 2018 19:14     Ответить с цитатой

Цитата:
Д}I{О писал(а): Ром, это ж монтень. Там и в точку много. И воды тоже. Поразбирать можно. Но это не буддизм.

Ясно дело) Но есть то, что перекликается.
Также путь Дао, христианство... Надо брать отдельную тему, из нее - мысль, тезис и ...понеслось обсуждение)
Ром
СообщениеДобавлено: Вт Июл 31, 2018 19:24     Ответить с цитатой

"Да я не думаю что есть какая-то специальная версия для Европы, просто разные люди, в разных странах , на разных континентах, в разные времена, совершенно не зависимо друг от друга приходят к каким-то примерно одинаковым мыслям на счёт души, тела, разума..." - так а я о чем? Просто можно прийти самому,а можно Взять и спеть Синей иней и хит, хотя до этого мелодия была у Бони М. Так и тут, возможно: он был сведущ в этом возможно и это переработка, компиляция учений а не новое из старого.
" т.е. здесь даже не столько религия и учения , сколь приобретённая с годами мудрость, что ли." загугли о течениях буддизма - там религия, философия и мистика - ну чем не иудаизм и каббала? Ветхий завет - Песни песней - литература, творчество. Паралипоменон - хроника. Книга притчей, Книга Иисуса сына Сирахова,Книга Екклизиаста - мудрость. Апокалипсис, первые книги Бытия - мистика.

Batcher
СообщениеДобавлено: Вт Июл 31, 2018 19:29     Ответить с цитатой

Нет, ну конечно не он всё это придумал, всё уже было написано до него, но он читал, складывал, умножал в себе и не в себе это всё, выискивал, отыскивал, наблюдал, в себе и в других, проживал, переживал...
Ну а потом, как смог , выдал на-гора свои эти "Опыты".
Это всё же уже 16 век, и Монтень был грамотным и начитанным дворянином. У него, кстати, в книге есть отдельная глава, найду её завтра, в которой он пишет о задумке "Опытов".
Д}I{О
СообщениеДобавлено: Чт Авг 02, 2018 11:29     Ответить с цитатой

Цитата:
Batcher писал(а): В главе речь ведёт он об уединении, о том, что мужчина после лет этак... ну вообщем нужно искать уединения мужчине с философичным складом ума, короче ничего не делать и мало кого видеть...
А так же он вторит Джо, постоянно твердя , что не нужно прикипать к материальному, пользоваться можно и нужно, но приклеиваться да и так чтоб потом отлеплять от себя с кусочками кожи и отрывать с корнями - ни в коем разе, ни в коем случае, даже к жене, детям, самым-самым близким...


Его построчно комментировать конечно бессмысленно, - я про Монтеня.
Но в общем и целом глава "об уединении" концентрирует в себе обычно невысказываемую публично аксиому для немногих. Чтобы понять, что такое одиночество, нужно стать одиноким. А чтобы признавать одиночество обязательным условием гармонии с самим собой, предстоит преодолевать несколько ступеней личного развития,
приводящих к безусловной самодостаточности, которая на первый взгляд недостижима.
поэтому когда один говорит об одиночестве как о каре, а другой как о награде и желаемом положении вещей - оба правы. Это тот самый случай, когда нельзя попасть из точки А в точку Д минуя промежуточные пункты.
По видимому глупо быть одиноким в молодости, когда "разбрасываются камни" и познается мир. Это время товарищей, семьи, детей. Одиночество приходит как понимание сути своего Я во второй половине жизни, к тем, кому это уготовано.
И если оно тебя каким то образом коснулось, и побудило развернуть внутренний диалог, а это всегда диалог с самим собой, то я скорее склонен оценивать это как благо, потому что проживаемая нами суть и заключена в этих вопросах, задавемых самому себе.
Пока мы открываем глаза и видим этот мир - он существует. Когда мы закроем глаза навсегда - наш мир уйдет вместе с нами. Он возможно изначально индивидуален для каждого одиночества по отдельности.
Я подобные мысли встречал у очень многих людей, и никак не спорю, а наоборот, разделяю такую точку зрения. А ты , Батч?
Batcher
СообщениеДобавлено: Вс Окт 17, 2021 20:56     Ответить с цитатой

Опять вернулся к чтению Монтеня "Опыты".
Увлекательная книга и написана довольно простым и доступным языком.
Проходил сегодня мимо библиотеки и не удержался...
Начать новую тему    Ответить на тему  Список форумов -> Искусство
На страницу 1, След.
Администрация сайта уведомляет о том, что все материалы, которые могут быть восприняты неоднозначно, являются постановочными . Если Вам меньше 18 лет, покиньте немедленно сайт